Формирование речи у детей

Многие родители считают, что до года, пока он не произнесет первые слова, с ребенком нет смысла разговаривать, так как он все равно ничего не понимает. На самом деле, формирование связной речи у детей начинается с самого рождения. Первые звуки, или гугление – это один из этапов процесса формирования речи, когда малыш учится пользоваться своим речевым аппаратом и развивает его. И только с помощью имитации разговора взрослых дети учатся общаться.

 

Формирование речи у детей

 

Обучение ребенка разговорной речи формируется на основании того, как вы общаетесь с малышом. А делать это надо постоянно, даже если малыш еще настолько мал, что не может что-либо сказать или ответить. Таким образом проходит формирование диалогической речи у детей, ребенок будет ощущать потребность учить слова и имитировать разговор людей, чтобы отвечать собеседнику.

 

Особенно важным периодом формирования речи является возраст от 0,8-1 года до 3-4 лет, когда словарный запас постоянно пополняется и ребенок начинает понимать и запоминать закономерности и правила языка. Этапы формирования речи у детей делятся на 4 группы:

 

1. Подготовительный – от рождения до года, когда ребенок с помощью плача и крика развивает свои легкие и голосовые связки, а затем учится воспроизводить звуки и слова путем имитации речи.

2. Преддошкольный – от года до 3 лет, когда ребенок начинает овладевать языком путем постоянного пополнения словарного запаса, учится построению предложений, различает единственные и множественные формы лиц, употребляет времена глаголов, лиц, а также некоторые падежные окончания. Если у ребенка есть задержка развития речи, или подозрение на нее, то следует обратиться к специалистам.

 

Формирование речи у детей

 

3. Дошкольный – от 3 до 7 лет, когда словарный запас значительно увеличивается, развивается грамматический строй предложений, дети уже могут описывать события или рассказывать что-либо несколькими связанными предложениями. В этот период заканчивается формирование и оттачивание звукопроизношения. Речь детей дошкольного возраста все больше стает похожей на взрослую, появляется контекстная речь, когда ребенок не просто рассказывает, а делится своими переживаниями и опытом из прошлого.

4. Школьный – от 7 до 17 лет, когда ребенок усваивает все правила грамматического построения речи, учатся грамотно писать, использовать все возможности языковых средств и их использование. Ведущая роль в развитии речи этого периода принадлежит школе и тем знаниям, которые там даются ребенку.

 

Формирование речи у детей

 

Каждый из этих этапов не имеет четких границ и влияет на формирование устной речи у детей. Первые три этапа – это фундамент, который закладывают родители и близкое окружение ребенка. Последний этап – совершенствование речи, который является важной частью личности.