Сценарий для младших школьников. Его Величество Уголь

Однажды, осматривая минералогическую экспозицию во время экскурсии в краеведческий музей города Осинники (Кемеровская область), дети заинтересовались фотографиями и образцами инструментов для добычи угля. На вопросы экскурсовода «У кого из вас дома есть уголь? Для чего он нужен?» они бойко отвечали: «У нас много угля в сарае. Мы топим им печку».

«Да,продолжил экскурсовод,в шахтах и угольных разрезах Кузбасса добывается основное твёрдое топливо России — каменный и бурый уголь. А что вы знаете об этом полезном ископаемом?»
С этого вопроса и с желания детей больше узнать о родном крае и возникла идея проекта «Его Величество Уголь». В течение года все участники проекта с увлечением играли и экспериментировали, читали и сами сочиняли рассказы, проводили исследования в детском саду и дома, рисовали и участвовали в оформлении экспозиций музея ДОУ, посвященного истории образования и добычи угля. Дошкольники узнали много нового о промышленности Кузбасса, о роли шахтёрского труда в жизни города и страны.
Работа по ознакомлению детей с историей освоения недр Кузбасса проводилась в тесном сотрудничестве с работниками городского краеведческого музея и городской детской библиотеки.

Сценарий для младших школьников

Цель проекта.
Создать условия для развития поисково — познавательной деятельности. Развивать способность видеть многообразие мира. Формировать интерес к культурным ценностям и природным богатствам родного края, чувство гордости за свою малую родину, уважительное отношение к людям труда. Развивать инициативность, самостоятельность, расширять кругозор.

Участники проекта.
Дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги.

Реализация проекта. Подготовительный этап.

Планирование совместной работы с детьми, родителями, специалистами детской библиотеки, сотрудниками городского краеведческого музея.
Подбор справочной, познавательной, художественной литературы, посвященной труду работников угледобывающей отрасли, фотографий и документальных материалов, буклетов, вырезок из газет и журналов по теме.
Проведение бесед («Где работают твои родители?», «Край, в котором ты живёшь» и т.п.).

Основной этап.
Занятия по ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности и конструированию («Шахтёр — главная профессия людей нашего края», «Уголь — богатство нашего края», «Удивительное в камне», «Путешествие по «реке времени»история образования угля» и др.).
— Опытно — экспериментальная деятельность («Опыты и эксперименты с углём», «Путешествия по карте Кузбасса» и т.п.).
Познавательные беседы («Главный камень Кузбасса», «Кто добывает уголь?», «Что такое шахта?», «Герб нашего города»).
Экскурсии в городскую детскую библиотеку, краеведческий музей, музей горнотехнического колледжа.
— Литературно — художественная деятельность: праздники и досуги («Я в Осинниках живу!», «Его Величество Уголь», «Мы — жители Кузбасса»).
Оформление выставки книг и фотоматериалов по теме, альбома «Осинниковский угольный разрез».
Проведение дидактических и сюжетно — ролевых игр по теме.
Разучивание стихов и песен по теме.
Оформление в групповом помещении мини — музея «Подземная кладовая Кузбасса».

Презентация проекта.
Выставка детских рисунков «Мой шахтёрский край».
Открытое занятие «Уголь — главное богатство нашего края».
Познавательные беседы
Главный камень Кузбасса
Воспитатель. Знаете ли вы, почему в наших краях уголь называют главным камнем? Послушайте историю, очень похожую на сказку.
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил — был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю… простой чёрный уголёк.
«Прочь отсюда,закричал царь,об этот уголь только руки марать!»
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают — света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа — то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы!» И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже кар
тины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой» (по Г. Юрмину).
Посмотрите на эти камешки (показывает образцы минералов) и найдите среди них кусочки угля.
Дети выполняют задание.

Воспитатель. Как вы догадались, что это уголь? Где и как его добывают? Люди каких профессий заняты добычей угля? (Ответы детей.)
Чего только не делают из угля! (По ходу рассказа показывает экспонаты музея — предметы, при изготовлении которых использовался уголь.)
Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.
Всем известно: уголь чёрного цвета. Так и говорят — чёрный как уголь. Оказывается, существует не только чёрный, но и жёлтый уголь, который называется «сланец». Бывает уголь золотистый и даже голубовато — фиолетовый, похожий на медную руду.
Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали. Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь?(Предположения детей.)
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку. Он доказал, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в доисторические времена росли на земле. Всем известно, что дерево хорошо горит. Если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых.
Дети рассматривают фотографии кусочков угля с отпечатками растений и животных.
Воспитатель. Люди добывают разные виды каменного угля. Самый твёрдый уголь — антрацит — образовался глубоко в земле под огромным давлением. Залежи бурого угля сформировались на меньших глубинах.
Хотите поближе познакомиться со свойствами угля? (Да.)
Дети надевают перчатки, берут кусочки угля, рассматривают их.
Воспитатель. Скажите, какой он — уголь? (Чёрный, твёрдый, блестящий, слоистый.)
Сравните уголь с речной галькой, глиной, песком и расскажите, чем он отличается от этих экспонатов нашего музея.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Из глины делают сангину — мелки для рисования, с помощью гальки можно выложить каменную мозаику, а из подкрашенного песка создать песчаную картину. Интересно, можно ли уголь использовать в изобразительной деятельности? Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.) Попробуйте что — нибудь нарисовать углём.
Дети выполняют задание.

Кто добывает уголь?
По ходу беседы воспитатель показывает фотографии Осинниковского угольного разреза и шахты «Осинниковская».
Воспитатель. Как называется город, в котором мы живём? (Осинники.) Прочтите стихотворение о нашем родном городе.
Ребёнок.
Городок есть в Сибири — Осинники, А шахтёры зовут — Углеград. Там огни терриконов синие Точно звёзды на небе горят! Он на карте отмечен скромно, Наш красивый шахтёрский дом. Но мы знаем, он будет огромным Волей Родины, нашим трудом! (Т. Молостов.)
Воспитатель. Добыть уголь из земли — нелёгкий труд. Скажите, как называется главная профессия в Кузбассе и в нашем городе? (Шахтёр.) Вспомните стихотворение поэта Т. Погребняка, посвященное этой трудной профессии. Первый ребёнок. * Шахтёр — это роба, пропахшая потом, Резина сапог как готовность к потопам. Рубашка, что с пылью нейтральной на ты, Метан и проходка, забои, пласты. Второй ребёнок.
Шахтёр — это верная дружба мужская, Ладони в мозолях и боли в суставах. Со временем кашель сухой по утрам. Шахтёр — это часто загадка врачам. Третий ребёнок.
Шахтёр — это нежные женские руки, И радость в любимых глазах, и разлуки, И дети, что спать не дают по ночам, И внуки, и тёплый семейный очаг. Воспитатель. Не только шахтёры трудятся на угольных разрезах и в шахтах. Вместе с ними на добыче угля работают машинисты и горнорабочие, электрослесари и горные инженеры, взрывники, буровики и много людей других профессий. Труд каждого специалиста, работающего в шахте или на угольном разрезе, очень важен и нужен. Скажите, чем занимаются представители этих профессий?
Дети высказывают предположения. Воспитатель уточняет и дополняет их ответы.
Воспитатель. Кузбасс — богатейший угольный край. Угольные пласты здесь залегают и глубоко под землёй, и на её поверхности. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землёй, и добыть уголь, шахтёры прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели. А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах — угольных разрезах.
Назовите машины и механизмы, которые используются при добыче угля. (Угольный комбайн, транспортёр, вагонетка, шагающий экскаватор, подъёмник, самосвал.)
Проводится дидактическая игра «Машины — помощники». Дети рассматривают карточки с изображением машин и технических приспособлений, используемых в горнодобывающей промышленности, и называют профессии, представители которых используют их в своей работе.
Уголь — главное богатство нашего края

Открытое занятие

Цель. Систематизировать знания детей о каменном угле — основном богатстве Кузбасса: его происхождении, значении для города, края и страны. Расширять представление о труде шахтёров, о разных способах добычи угля (подземном и открытом), о механизмах, которые используются при добыче угля. Активизировать словарь (угольный карьер, угольный комбайн, экскаватор, БелАЗ, взрывник, инженер, буровик, добыча, угольные пласты).
Материал. Флаг Кузбасса. Герб города Осинники. Кукла Уголёк. Пластилин, природные материалы и атрибуты для макета угольного разреза.

Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в мини — музей.
Воспитатель. Дети, нам очень повезло: мы живём в одной из самых богатых областей нашей страны. Как называется наш край? (Кузбасс, или Кемеровская область.) Как называется наш родной город? (Осинники.)
Ребёнок.
Люблю я свой город шахтёрский, Что славен людьми и трудом. Когда — то улусом был шорским, Сегодня он — добрый наш дом. Здесь вдаль убегают аллеи И площади в праздник зовут. Здесь люди душой не стареют И славные песни поют. (И. Климко.)
Дети рассматривают флаг Кузбасса, герб города Осинники, объясняют их символику. Затем подходят к коллекции полезных ископаемых.
Воспитатель. Отгадайте загадки про полезные ископаемые, которые люди добывают на земле и под землёй.
Дети отгадывают загадки и находят предметы — отгадки среди образцов коллекции музея.
И липка, и жирна, и мягка,
А посуда из неё крепка!
(Глина.)
Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь.)
Этот камень давно славен. Расплавь его — и железо твоё. (Железная руда.) Он и жёлтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей. Можешь ты его копать И в ведёрко насыпать. (Песок.)
Из него медали льют И за подвиг, и за труд. И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (Золото.)
По трубе к нам в дом спешит, Голубым огнём горит. (Природный газ.)
Воспитатель. Скажите, какие ещё полезные ископаемые добывают в Кузбассе?
Дети называют минералы (бурый уголь, агат, кварц, халцедон, мел, тальк) и показывают их образцы в коллекции.
Воспитатель. Посмотрите, а уголёк — то наш ожил (выставляет на стол куклу Уголёк, говорит за неё). Я думаю, Уголёк может рассказать нам много интересного.
Уголёк.
Я — чудесный Уголёк.
Чёрный у меня бочок.
Ярко я в печи горю,
Людям всем тепло дарю!
Ребята, вы меня узнали? (Да.) Я, Уголёк, везде желанный гость. Попаду в дом — затопит хозяйка печь, напечёт блинов да пирогов. Заходите, гости дорогие, угощайтесь на здоровье!
Попаду на теплоэлектростанцию, что недалеко от вашего города, вода в котлах закипит, забурлит, турбины заработают и побежит по трубам горячая вода, а по проводам — электричество. Станет в ваших домах тепло и светло!
Попаду на металлургический завод, растоплю железную руду, выплавлю из неё сталь. А потом мастера сделают из неё рельсы для поездов, краны строительные, машины и многое другое.
И не боюсь я сгореть. Отдам своё тепло людям, останется от меня зола — очень ценное удобрение и строительный материал. Вот я какой!
Воспитатель. Молодец, Уголёк! Но без помощи людей не выбраться тебе из земли.
Уголёк. Ребята, знаете ли вы, кто мне помогает выйти на поверхность? У кого из вас родители работают на шахте? Назовите их профессии. (Ответы детей.)
Ребёнок.
Горняцкий труд рифмуется с горой, С могучей экскаваторной стрелой, С вагонами, дышащими углём, С отвалами, с дымком и сединой. С БелАЗами, ревущими в пути, С бульдозером, ровняющим поля, Чтоб вновь цветущею была земля. Уголёк. Да, много людей разных профессий трудятся на шахтах и угольных разрезах. Но добывают уголь шахтёры — люди трудной и почётной профессии! Кто из вас, когда вырастет, хочет стать шахтёром? (Ответы детей.)
Дети образуют круг. Проводится разминка.
Уголь в земле глубоко залегает. (Делают 2 — 3 приседания.) В шахтах его горняки добывают. (Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.)
На смену в забой шахтёрам пора Уголёк — антрацит поднимать на гора. (Выполняют наклоны вправо — влево.) Шахтёры, шахтёры на смену идут, (Маршируют на месте.) Нелёгок, но очень почётен их труд. (Поднимают руки через стороны вверх.)
Уголёк. А знаете ли вы стихи о трудной и почётной профессии шахтёра? Первый ребёнок.
На трудовую вахту
Шахтёр поедет в шахту.
И домнам, и заводам
Доставит в нужный срок
Шахтёрскую добычу
Отборный уголёк!
Второй ребёнок.
Да здравствуют наши шахтёры,
Отважный и дружный народ.
Добытчики чёрного солнца,
Проходчики горных пород!
Дети подходят к экспозиции «Угольный разрез», рассматривают фотографии.
Воспитатель. Посмотрите, какие огромные угольные пласты! Вы знаете, что уголь чёрный. Почему же в некоторых местах угольный разрез не чёрного цвета? (В угольных разрезах среди пластов угля встречаются другие горные породы: глина, песок, кварц.)
Давайте сделаем для нашего музея макет угольного разреза.
Дети садятся за столы и приступают к работе: соединяют куски пластилина чёрного (уголь), коричневого (глина) и жёлтого (песок) цвета, закрепляют на поверхности каждого слоя крупинки песка, кусочки кварца. Затем соединяют всё в общую композицию, сверху насыпают слой земли, дополняют макет моделями машин, фигурками людей.
Уголёк. Какой замечательный угольный разрез вы смастерили! Рассматривая его, другие дети смогут представить, как залегает в земле уголь и как люди его добывают. За славный труд примите мои подарки.
На шахтёрской каске, представленной в экспозиции музея, вспыхивает фонарик. Дети находят в каске угощение.