Переутомленный ребенок

В случае переутомления все эти изменения поведения становятся более глубокими, ухудшается аппетит, нарушается сон. Переутомленный ребенок долго не может заснуть, сон его часто бывает прерывистым. Часто переутомление выражается в виде проявлений упрямства, негативизма, когда ребенок отказывается от выполнения обычных требований взрослых, или агрессивных действий по отношению к детям (ломает их постройки, отнимает игрушки и т. п.). Переутомление нервной системы могут вызвать: чрезмерно длительное бодрствование, превышающее предел работоспособности ребенка; систематически недостаточный отдых, в течение которого не происходит полного восстановления работоспособности; неправильная организация деятельности детей; необходимость выполнять непосильные, трудные задачи. Анализ режима детей в семьях и детских учреждениях часто обнаруживает прежде всего, что установленная для детей того или иного возраста длительность бодрствования не соответствует пределу работоспособности их нервной системы. Систематическое удлинение бодрствования неизбежно ведет к утомлению и даже истощению нервной системы. В ряде учреждений и в семье имеет место также и очень вредное для детей раннего возраста хроническое недосыпание. Оно объясняется иногда отсутствием благоприятных условий для полноценного сна. Яркий свет, громкий разговор взрослых, радио, телевизор, игра детей в комнате, где спит ребенок, мешают его сну. Хотя иногда, несмотря на все это, ребенок продолжает спать, однако в таких условиях нет глубокого сна и нервная система не получает полноценного отдыха. Нарушает сон также частое высаживание детей ночью на горшок, наличие у них отрицательных привычек спать с соской, пить ночью воду. Все это не обеспечивает полноценного отдыха нервной системы, а если повторяется систематически, то у детей от хронического недосыпания накапливается утомление, отрицательно влияющее на их здоровье, развитие и поведение. Хроническое недосыпание детей возможно также в том случае, если не учитывается фактическая длительность их ночного сна дома. Принимая утром ребенка, следует узнать, сколько и как он спал ночью. В соответствии с этим надо либо подсказать родителям, как в домашних условиях обеспечить нормальный, достаточный по времени ночной сон ребенка, либо внести необходимые изменения в его режим в учреждении. Наблюдается также преждевременный перевод детей (раньше 1 года 6 месяцев) с двухразового сна на одноразовый, что совершенно недопустимо.