Поможем левше справиться со стрессом

Поможем левше справиться со стрессомНаше внимание все больше направлено на детей с особыми образовательными потребностями. К таковым, в частности, относятся дети леворукие и дети-левши.
Обратив внимание на то, что сынишка или дочурка устойчиво и постоянно делает все левой рукой, мы восклицаем, кто с радостью, кто с огорчением: «Мой ребенок – левша!» Хочется отметить, что среди детей намного больше левшей, чем среди взрослых. Так среди малышей в возрасте одного года правши и левши составляют 52% и 47% соответственно, к двухлетнему возрасту этот показатель становится 70% – правши, 29% – левши, а к семи годам – 80% и 20% соответственно. В связи с тем, что в последние 50 лет леворуких детей переучивают все реже и реже, количество леворукой популяции возросло в 3-4 раза.
Следует различать термины «леворукий» и «левшество». По мнению известного российского нейропсихолога, профессора МГППУ А. В. Семенович, леворукость – это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость может быть временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Исследования, проведенные в разных странах, в том числе и у нас, показывают, что в историях развития леворуких детей высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Леворукими могут стать дети, у которых была серьезная травма правой руки в раннем возрасте, когда происходит процесс формирования двигательных манипуляций. Таким образом, леворукость в большинстве своем связана с патологией. Ученые утверждают, что такой ребенок не левша, а «неправша».

Что касается понятия «левшество», по словам А. В. Семенович, это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами левшество – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.
Прежде чем перейти к вопросу о методах диагностики, сделаем некоторое уточнение. Деятельность мозга складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, которые тесно связаны между собой сложнейшей системой нервных волокон, называемых мозолистым телом. Каждое полушарие имеет свои специфические способности и функции. Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности правого и левого полушарий. Моторные (двигательные) пути, связывающие наш мозг и мускулатуру рук, перекрещены. Иными словами, у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует и осуществляет работу мышц правой руки, а у леворуких эту функцию выполняет правое полушарие.

Диагностика ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
· Ребенку предлагают открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, а не ведущая держит пузырек. Результат фиксируется: П – правая, Л – левая.
· Ребенка просят развязать несколько узлов на шнуре средней толщины. Ведущей считается рука, которая развязывает узел, не ведущая рука держит. Результат фиксируется: П, Л.
· Ребенку предлагают протереть что-нибудь из мебели (стол, шкаф и т.п.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука. Результат фиксируется: П, Л.
· Ребенку кидают небольшой мячик или мягкую игрушку и просят поймать одной рукой. Бросающий стоит посередине по отношению к малышу. Та рука, которая ловит, – ведущая. Результат фиксируется: П, Л.
· Ребенка просят похлопать в ладоши. Ведущая рука обычно – сверху. Результат фиксируется: П, Л.
· Ребенка просят погладить игрушку, которую он держит в руках. Обычно гладит ведущая рука. Результат фиксируется: П, Л.
· Ребенку предлагают указательным пальцем одной руки нарисовать круги на ладошке другой. Рисует ведущая рука. Результат фиксируется: П, Л.
· Ребенку протягивают часы и просят их завести. Обычно неведущая рука держит часы, а ведущая – заводит. Результат фиксируется: П, Л.
· Родители кладут что-нибудь на пол, например небольшую игрушку, и просят ребенка поднять предмет. Ведущая рука обычно поднимает. Результат фиксируется: П, Л.
· Ребенка просят переплести пальцы обеих рук. При этом сверху оказывается большой палец ведущей руки. Результат фиксируется: П, Л.
· Родители просят ребенка вдеть нитку в иголку. Обычно ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку. Результат фиксируется: П, Л.
На основании проведенных проб родители могут определить, какая рука у ребенка является ведущей. Это особенно важно, когда у малыша достаточно слабо сформированы графические навыки работы рукой или родителям неясна ведущая позиция одной руки, поскольку ребенок производит манипуляции то одной рукой, то другой. Возможен и третий вариант: равнозначное количество ведущей позиции, как правой, так и левой руки. Одинаковое владение правой и левой рукой называется амбидекстрией, а дети – амбидекстрами. Особенности психики у этих детей такие же, как у левшей, но они достаточно легко привыкают писать правой рукой в школе. И это не приводит к развитию невротических реакций.

Левши… Какие они?

Если по итогам тестирования родители определили у ребенка левшество, принимая во внимание тот факт, что движения рук координируются преимущественно противоположным полушарием, получаем правополушарный тип.
Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а также конкретно-образный характер познавательных процессов. Это полушарие отвечает за умение ориентироваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения какой-либо проблемы. Левши – натуры целостные, впечатлительные, эмоциональные и чувственные. Они все воспринимают всерьез, имея дело с актуальным временем, т.е. «здесь и сейчас». Речь этих детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Они говорят «взахлеб», энергично размахивая руками, и постепенно переходят почти на крик. Дети-левши достаточно открыты для окружающих, наивны, непосредственны в выражении чувств, внушаемы. Они часто действуют, опираясь на сиюминутное настроение, их легко огорчить и они также легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. Левши с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Чтобы запомнить новую информацию, «правополушарные» дети опираются на свои визуальные и тактильные ощущения. Им важно все потрогать и посмотреть. Левшам знакомо чувство единения, какой-то особой общности с природой и людьми, чувство «мы». Этим определяется их целостный характер взаимодействия с миром. В сложных ситуациях дети-левши могут производить действия неосознанно, еще до реального их осмысления. Причем эти действия словно учитывают все ключевые акценты ситуации – иными словами ребенок совершает необходимые в данной ситуации действия, которые помогают ему принять правильное решение. Это еще одно преимущество правого полушария – схватывать информацию чуть быстрее, чем левое и успешнее распознавать сложную и неоднозначную информацию. Именно поэтому среди левшей много литераторов, журналистов, деятелей искусства и организаторов.
Определить мануальное предпочтение возможно примерно к четырем годам, поскольку до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Переучивание левши означает не просто переучивание на правую руку, а насильственное вмешательство в уже сложившуюся и довольно сложную функциональную систему. При переучивании у ребенка могут развиться серьезные невротические реакции, заикание.
В нашем достаточно изменчивом мире все мы подвержены стрессам. Левши подвергаются стрессам значительно больше в силу своей излишней чувствительности и эмоциональности. Это происходит и в детском саду, и в школе, когда надо отвечать у доски, писать под диктовку, считать. Особенно трудно левшатам, если их окружают взрослые авторитарно-подавляющего типа. С маленьким левшой следует быть терпеливыми, мягкими, принимать своего особого ребенка, признавать право на ошибку, стараться организовать дело, пространство, среду так, чтобы была возможность выбора.
Предлагаем вашему вниманию комплекс специальных антистрессовых кинезиологических упражнений с использованием арт-терапевтических технологий для старших дошкольников и младших школьников (на основе авторской методики А. Л. Сиротюк). Рекомендуем выполнять упражнения ежедневно по 20-30 минут в течение 1,5-2 месяцев. Упражнения выполняют сидя, в спокойной обстановке, можно с использованием музыкальных произведений в качестве фона. Первые два упражнения эффективны в качестве экстренной помощи при стрессе.

ЛОБНО-ЗАТЫЛОЧНАЯ КОРРЕКЦИЯ
Материалы для работы: лист формата А4, масляная пастель.
Цель данного упражнения: активация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, визуализация позитивной ситуации, обретение «ключа» как автоматизированного способа совладения со стрессом.

Предложите ребенку, сидя в удобном и комфортном для него месте, положить одну ладонь на затылок, другую – на лоб. Далее пусть он закроет глаза и представит любую неприятную и пугающую его ситуацию. Затем глубокий вдох – пауза – выдох – пауза. Теперь предложите малышу представить данную ситуацию, но уже не пугающей и тревожащей, а как бы в положительном аспекте. Обратитесь к ребенку со словами: «Подумай, как можно удачно справиться с имеющейся проблемой! Что ты сейчас ощущаешь после того, как успешно разрешил свою неприятную ситуацию? Запомни этот образ». После того как ребенок почувствует появление синхронной «пульсации» между затылочной и лобной частью, самокоррекция завершается глубоким вдохом – паузой – выдохом – паузой. Время на выполнение первой части от 30 секунд до 10 минут до появления синхронной пульсации в ладонях.
Теперь попросите своего левшу нарисовать на листе образы, которые он представлял, ощущая успешное преодоление ситуации. Это может быть как реальная картина, так и абстрактная.
Словесное описание своих ощущений по нарисованной картине.
· Поскольку у ребенка будет несколько ситуаций, в которых он чувствует растерянность и страх, то будет и несколько рисунков в виде визуальных образов-«ключей». Теперь нужно практиковать и доводить до автоматизма включение визуального образа-«ключа». Допустим, ребенку предстоит выступление на утреннике. Для этой ситуации разработан свой образ в виде рисунка-«ключа». Малыш либо до ситуации, либо во время нее мысленно представляет свой рисунок-образ, и у него автоматически появляется синхронная пульсация между затылочной и лобной частью. Это выглядит следующим образом: негативная ситуация > ладони на затылке и лбу > образ-«ключ» > синхронная пульсация > успешное разрешение ситуации.

АХИЛЛ
Цель упражнения: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.
Если упражнение выполняется дома, можно негромко включить спокойную музыку.
Предложите ребенку легонько ущипнуть ахилловы сухожилия (над пяткой) на обеих ногах, а затем подколенные сухожилия. Далее их нужно мягко погладить несколько раз.

РАСТЯЖКА АХИЛЛОВА СУХОЖИЛИЯ
Цель упражнения: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.
Попросите ребенка встать к стулу, держась руками за его спинку, и выставить одну ногу вперед. Далее поочередно делаются выпады на колено выставленной вперед ноги. При этом нога, расположенная сзади, должна быть прямая.

МАЯТНИК
Цель упражнения: снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга.
Материалы для работы: любое ритмичное музыкальное сопровождение.
Попросите ребенка зафиксировать голову, смотреть прямо перед собой и совершать движения глазами по четырем основным (вверх, вниз, влево, вправо) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям), после чего свести глаза к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. В фазе глубокого вдоха малыш совершает движения глазами, затем несколько секунд удерживает глаза в одном положении, задержав дыхание. Возврат в исходное положение сопровождается выдохом.
Когда ребенок овладеет совмещением движений глаз с дыханием, можно подключать к деятельности однонаправленные движения языка. Например, глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох. Пауза. Глаза и язык влево – вдох, пауза, в исходное положение – выдох. Пауза и т.д.

УШИ

Цель упражнения: энергетизация мозга.
Материалы для работы: любая тихая и спокойная музыка, масляная пастель, листы формата А4.
Попросите ребенка осторожно расправить и растянуть внешний край каждого уха в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке – 5 раз. Далее нужно помассировать участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице – 5 раз.
Теперь предложите малышу на мгновение закрыть глаза и постараться увидеть свои ощущения внутренним зрением. Как только ребенок почувствует, что готов рисовать увиденное, пусть открывает глаза и приступает к работе.
Когда рисунок будет готов, необходимо придумать ему название и рассказать, что нарисовано, иными словами, описать свои ощущения.

ПОСТУКИВАНИЕ

Цель упражнения: энергетизация мозга, активизация нейрогуморальной регуляции.
Предложите ребенку выполнить своеобразный массаж области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого кругового постукивания 15-20 раз слева направо.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Цель упражнения: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.
Попросите ребенка сделать глубокий вдох и одновременно сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Далее – медленный неторопливый выдох и снова сжатие кулака с некоторым усилием. Затем, ослабляя кулак, – вдох. Упражнение повторяется 5 раз. Для большей эффективности его рекомендуется выполнять с закрытыми глазами. Упражнение способствует точному запоминанию важной и сложной информации.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ЭВЕРЛИ
Цель упражнения: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, снижение частоты сердечных сокращений, визуализация состояния уверенности в себе.
Материалы для работы: бумага формата А4, акварельные краски, беличьи кисти, баночка для воды.
Регулярное выполнение данного упражнения в течение 1-2 недель способствует формированию антистрессовой устойчивости. При владении антистрессовым навыком все негативно-стрессовые ситуации будут переживаться более спокойно.
Предложите ребенку закрыть глаза и положить левую руку на пупок, а правую сверху, так, чтобы было удобно. Далее попросите представить внутри себя надувной резиновый шарик. При каждом вдохе нужно представлять, как воздух входит через нос, идет вниз и «надувает шарик». По мере заполнения шарика воздухом руки ребенка должны подниматься вверх. «Надувание шарика» в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Сначала продолжительность вдоха составляет 2 секунды. По мере совершенствования навыка ее можно увеличить до 3-х секунд. Для задержки дыхания на 2 секунды достаточно повторить про себя фразу: «Мое тело спокойно». Затем следует медленно выдохнуть. И снова повторить про себя фразу: «Мое тело спокойно». Продолжительность выдоха должна быть больше, чем вдоха, и составлять 3-4 секунды. Четырехфазовое упражнение повторяется от 3 до 5 раз.
· Обращаем внимание родителей на необходимость пристального наблюдения за состоянием ребенка во время выполнения упражнения – при возникновении у малыша легкого головокружения занятия следует прекратить. Но не стоит полностью отказываться от упражнения. Нужно учесть это и в следующий раз сократить продолжительность вдоха, паузы и выдоха. Упражнение рекомендуется выполнять днем, утром и вечером, а также в стрессовой ситуации.
Когда ребенок будет легко выполнять упражнение, для усиления эффекта можно предложить в конце нарисовать свои ощущения. Это будет способствовать укреплению уверенности в себе. Рисунок лучше выполнять акварельными красками. По окончании работы ей необходимо дать название и рассказать о тех чувствах, которые возникли у малыша.

СТИРАНИЕ ИЗ ПАМЯТИ СТРЕССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.
Все приведенные упражнения способствуют восстановлению межполушарного взаимодействия, активизации нейроэндокринного механизма, который обеспечивает адаптацию к стрессовой ситуации и постепенному психофизиологическому выходу из нее.
В завершение хочется еще раз подчеркнуть, что левшам необходима поддержка, как родителей, так и специалистов, развивающих различные стороны психической деятельности с учетом специфических особенностей мозговой организации у левшей. Понимать, принимать, быть рядом хотя бы для того, чтобы эти невероятные и необыкновенные свойства были не тормозом в развитии ребенка, а опорой.