Мой первый велосипед

Мой первый велосипедСколько возможностей для веселого отдыха всей семьей дает наш друг -велосипед (двух-, трех- и даже четырехколесный)! Но какой именно велик выбрать для своего малыша? И как побыстрее научить кроху управлять им?

Чем хороша езда на велосипеде
Что можно сравнить с ощущением безграничной свободы, которое испытываешь при езде на велосипеде? Почти невесомое тело, полностью срослось с «железным конем», ласковый летний ветерок свистит в ушах... Кажется, еще секунда -и оторвешься от стремительно несущейся под колеса земли и полетишь. Пожалуй, нет таких родителей, которые не хотели бы поделиться этим счастьем со своими детьми.
Кроме того, езда на велосипеде при своей демократичности и универсальности - один из самых щадящих и одновременно полезных для маленького человечка видов спорта.
* Укрепляются сосуды и мышцы сердца, повышается общий уровень выносливости организма.
* Улучшается снабжение крови кислородом, так как увеличивается количество вдыхаемого воздуха, оптимизируется обмен веществ.
* Интенсивно развиваются те мышцы ног, которые при ходьбе и даже при беге недостаточно активны.
* Езда на велосипеде активизирует работу различных отделов мозга, который вынужден одновременно контролировать функции сразу нескольких групп мышц, зрения, вестибулярного аппарата. И, следовательно, в мозге формируются дополнительные нейронные связи.
* Оттачивается координация движений, ловкость.
* Езда на велосипеде - отличная профилактика близорукости, поскольку при этом необходимо постоянно смотреть вдаль.
* Повышается степень ответственности ребенка как за собственную безопасность, так и за безопасность других участников движения, что, несомненно, способствует психологической зрелости.
Неудивительно, что детские велосипеды неизменно пользуются устойчивым спросом, а родительские форумы пестрят дискуссиями о том, кате выбрать для малыша первое средство передвижения, в каком возрасте и как начинать его учить ездить. Итак, попробуем найти ответы на животрепещущие вопросы.

Проблема выбора
Мой первый велосипедПрежде всего, определимся с моделью. Трехколесные велосипеды выглядят очень симпатично, однако проку от них немного, поскольку педали, расположенные на переднем колесе, приводятся в движение совершенно другими мышцами, чем педали обычного велосипеда. В результате у малыша формируется неправильный навык, и при переходе на нормальный велосипед он может испытывать серьезные затруднения. Кроме того, при езде на трехколесном велосипеде, ребенок не может научиться самому главному - балансировать, одновременно маневрируя рулем. Ну а трехколесный «велик», снабженный для маминого удобства специальной тростью, - это лишь удобная альтернатива прогулочной коляске. Расстаться с ним желательно раньше, чем малыш научится использовать его для самостоятельного передвижения. Итак, отправляемся за покупками. Обязательно возьмите будущего «байкера» с собой. Он должен попробовать прокатиться или хотя бы просто посидеть на велосипеде, проверить, все ли ему удобно. Поскольку велосипед - это достаточно сложное техническое устройство, не стоит экономить на безопасности, покупая дешевые модели. С другой стороны, запредельная цена - далеко не всегда является непременной гарантией качества. Производители и продавцы могут повышать цену за раскрученный бренд, за разнообразные «навороты», имеющие второстепенное значение. Обращать внимание, в первую очередь, надо на резьбовые соединения (все болты должны быть затянуты намертво), легкость хода (ребенок не должен прикладывать больших усилий, чтобы крутить педали), колеса (металлические части должны быть прочными, шины - широкими и устойчивыми, с высоким протектором, при свободном прокручивании колесо не должно ни за что цепляться). Седло должно быть мягким и достаточно широким. Малышам желательно покупать велосипеды с ограничителем поворота руля - он облегчает управление велосипедом, оберегает ребенка от разворота на слишком большой градус, ведущего к падению, и от возможного удара рулем в живот при падении. Цепь обязательно должна быть прикрыта защитным хомутом. На руле желателен защитный валик, который предохранит личико малыша от удара при резком торможении или падении. Обязательно проверьте качество тормозов. В принципе, маленьким детям удобнее ножные тормоза. Но, поскольку многие взрослые велосипеды оборудованы ручными, лучше сразу же привыкать и к ним тоже. Никогда не покупайте велосипед на вырост. Это может быть просто опасно - ведь производитель всегда учитывает возрастные особенности и соотносит с ними технические характеристики продукта. На велосипеде обычно указывается рекомендуемый рост и возраст ребенка, но лучше все же проверить это самостоятельно. Опустив седло до упора, посадите на него ребенка. Педаль опустите в нижнюю фазу. В этом положении ребенок должен свободно доставать пяткой до педали.

Погнали!
Но вот «железный друг» куплен и доставлен домой. Сейчас помчимся с ветерком! Остался сущий «пустяк» - научиться ездить. Оговоримся сразу: заранее трудно предугадать, сколько на это потребуется времени. Одни дети, освоив за несколько часов все премудрости, сходу становятся заправскими байкерами, другим потребуется не одна неделя, а то и месяц, чтобы приноровиться к новому средству передвижения, - все зависит и от физической подготовки, и от степени зрелости вестибулярного аппарата и других мозговых структур, и от склада характера малыша. Кстати, возраст здесь играет минимальную роль: двухлетний малыш вполне может научиться ездить быстрее пятилетнего, впервые севшего за руль велосипеда.
1.Подстройка
Известно, что дети, которых с самого раннего возраста возили в детском седле на взрослом велосипеде, как правило, гораздо быстрее и легче учатся ездить сами. Объясняется это тем, что при езде происходит так называемая подстройка вестибулярного аппарата, который привыкает к балансировке, а ребенок как бы учится видеть дорогу глазами велосипедиста. Поэтому, прежде чем посадить ребенка на детский велосипед, рекомендуется хотя бы несколько раз повозить его на взрослом, установив детское сиденье перед собой. Если вы не умеете ездить сами или боитесь возить ребенка, попросите об этом кого-то из близких.
2. Первое знакомство
Дайте ребенку время познакомиться с велосипедом: все рассмотреть, потрогать, покрутить. Затем предложите ему посидеть в седле, поставив ноги на педали. Возможно, он сразу же сообразит сам, что нужно делать дальше, но некоторым детям нужно довольно много времени, чтобы отважиться нажать на педали.
3. Поехали! Как только ребенок разберется, как надо крутить педали, и сдвинется с места, немно-го отогните боковые колесики, чтобы велосипед не казался стопроцентно устойчивым. И малыш начнет учиться балансировать. По мере того как будет совершенствоваться техника вождения, отгибайте колесики все больше и больше. Это мягко подготовит малыша к переходу на двухколесный велосипед. Наберитесь терпения: первые поездки, возможно, будут длиться всего несколько минут. Тормоша малыша, настаивая на непременном продолжении занятий, вы только привьете ему неприязнь к велосипеду. Тем не менее надо стараться, чтобы каждый следующий день приносил хотя бы небольшой прогресс. Можно, например, считать достижения «по фонарям»: сегодня мы добрались до первого от подъезда фонаря, завтра доберемся до второго и т. д.
4. Тормози!
Умение пользоваться тормозом необходимо довести до автоматизма. Подчеркнем еще раз, что лучше сразу же приучаться и к ручному тормозу. Необходимо только тщательно отрегулировать тормозные ручки, чтобы ребенок мог нажимать на них без всякого напряжения. Предложите малышу поиграть в «светофор»: как только вы поднимете красный флажок (или подадите другой сигнал), он должен немедленно затормозить. Нужно добиться того, чтобы ребенок тормозил не задумываясь, мгновенно.
5. Велослалом
Как только малыш научится уверенно передвигаться по прямой, начинайте осваивать повороты. Это довольно сложно, ведь нужны хороший глазомер и четкая координация движений. При повороте даже на четырехколесном велосипеде нужно ловко балансировать, сдвигая центр тяжести в направлении, противоположном повороту. Поэтому первые уроки редко обходятся без падений. Так что стоит одеть малыша во что-то, защищающее локти и коленки. Специальная защита тоже предполагается!
Начинать учиться лучше на открытом пространстве. Расставьте на земле специальные фишки (они продаются в спортивных магазинах) или нарисуйте стрелки, указывающие, где делать поворот. Постепенно усложняйте траекторию движения.
6. На своих двоих
Не давайте ребенку привыкнуть к страховочным колесикам. Иначе потом ему будет очень сложно от них отвыкать. Снимать их можно, как только малыш научится достаточно быстро ездить и не падать на поворотах. И тут начинается самое сложное: как научить ребенка самостоятельно удерживать равновесие? Если вы до сих пор все делали правильно и постепенно отгибали страховочные колесики, малыш, в принципе, вполне к этому готов, но ему потребуется некоторое время, чтобы перестать испытывать страх перед падением. Старый добрый способ научить ребенка ездить на двухколесном велосипеде известен всем - надо бежать за велосипедом и держать его за седло, постепенно ослабляя страховку. Это довольно эффективно, правда, уж очень хлопотно и неудобно.
Можно поступить по-другому: обвязать вокруг седла упругую скакалку и придерживать велосипед за нее - получается что-то вроде вожжей. Если велосипед заваливается набок, то скакалка натягивается, не давая ему упасть, и возвращает его в положение равновесия. Постепенно «вожжи» ослабляются, и ребенок, сам того не замечая, едет сам.
7. Велотур
Чтобы ребенок полюбил ездить на велосипеде, нужно, чтобы ему было куда поехать. Ведь «нарезать круги» по детской площадке скоро прискучит. Поэтому, как только малыш мало-мальски освоит велосипед, предложите ему отправиться на велопрогулку: сначала - вблизи дома, потом - по городским (или загородным) улицам.
Велопрогулка - отличный способ познакомить ребенка с городскими достопримечательностями: доезжаете на метро или на машине до центра и отправляетесь в путешествие по уютным переулкам. Ну, а если вы сами неплохо ездите на велосипеде -не за горами день, когда вы сможете отправиться в свой первый велосипедный поход, пусть еще очень маленький, но все-таки, настоящий!

Ася Штейн, педагог, специалист по раннему развитию
Журнал «Мой Кроха и Я» июнь 2009


Обсудить на форуме